Семь удивительных образов всенощного бдения

В прошлой статье я рассказывала о моей новой книге, наглядном объяснении всенощного бдения, которую иллюстрировала Ирина Шарикова и которая вот-вот выйдет в издательстве Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник».

Создать книгу, которая могла бы просто, ясно, в картинках рассказать детям и взрослым о происходящем в храме во время всенощной ‒ значит вникать в то, что вроде бы «само собой разумеется», для того…

  • чтобы донести все это до ребенка и подростка – ясно, понятно и при этом без «воды»;
  • чтобы помочь даже скучающим в храме детям удивиться;
  • чтобы сделать смутное-монотонное пение-чтение в ожидании «помазания» временем, наполненным бесконечно глубокими образами служения Богу;
  • чтобы дети увидели, как эта вечерняя служба вырастает из древних богослужений Ветхого Завета, как приводит в мегаполис XXI века евангельские события, как связывает нас с первыми христианами, как рассказывает и детям, и взрослым об учении Церкви с помощью каждой ектеньи, каждого возгласа, каждого песнопения;
  • и в итоге, как самое главное, самое чаемое – чтобы дети хотели приходить на вечернюю службу, чтобы ждали ее, и на службе – молились бы вместе со всей Церковью, земной и небесной, вот прямо так.

Эта работа над «Всенощной», как и над всеми подобными проектами, оказалась для меня самой чередой множества самых настоящих больших и маленьких открытий. Страница за страницей – я удивлялась, сколько всего я сама пропускала мимо ушей, мимо сердца и мозга: и потому, что просто не вникала, а еще чаще попросту потому, что как раз «знала наизусть» ‒ восприятие в таких случаях бывает «замылено», порой мы слышим и сами произносим бесценные богослужебные слова, но не осознаем даже очевидные смыслы. И вот сейчас я хотела бы поделиться несколькими разнородными сюжетами, образами из всенощного бдения, которые для меня стали таким удивлением, которые я сама или впервые осознала, или увидела по-новому что-то известное. Чтобы тот, кто всего этого не замечал, – теперь начал бы замечать, а тот, кто это все замечал и прекрасно всесторонне «все знает», – обратил бы внимание своих детей на эти моменты богослужения.

1. Безмолвное каждение – дыхание Святого Духа

Всенощное бдение начинается не со слов, а с их… отсутствия: с «безмолвного каждения», когда священник кадит алтарь и храм. Кадят молча, в тишине, в присутствии народа. Михаил Скабалланович в «Толковом Типиконе» пишет:

Всенощное бдение начинается не со слов, а с их… отсутствия: с «безмолвного каждения»

«Благовест подготовляет верующих к службе звуками – музыкой. Каждение приготовляет нас к службе “вонею благоухания”. Духовному, “умному” богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами… В св. Софии Константинопольской, по крайней мере пред богослужением, на котором присутствовал царь, производилось наполнение храма благовониями из особых отверстий в полу».

Безмолвное каждение алтаря в начале великой вечерни, в начале той службы, которую мы обычно зовем «Всенощная», – это образ веяния Святого Духа, образ начала творения мира.

Я не просто обратила на это внимание – я подумала, что будет хорошо наглядно выделить такое начало богослужения: на странице, где в книге предполагается текст службы, вместо текста решила начать с того самого кадильного дыма, чтобы подчеркнуть это отсутствие слов, чтобы показать это безмолвие. Я попросила художницу нарисовать дым на половину страницы, и чтобы в дыму едва угадывалось изображение Святого Духа в виде голубя. И, конечно, на странице с объяснениями предложила два симметричных образа – сотворение мира и каждение алтаря. Вот как это выглядит в нашей новой книге:

2. Трапеза между вечерней и утреней

В древности христиане на богослужениях не только молились, но также вместе слушали какие-то чтения. Например, после шестой песни канона (на утрене, когда совершается елеопомазание) читали Синаксарь – книгу, в которой просто и понятно рассказывается о сегодняшнем празднике, объясняются основные образы сегодняшнего богослужения.

В древности христиане на богослужениях не только молились, но также вместе слушали какие-то чтения

И вот еще момент для чтения-слушания: сейчас сразу после вечерни начинается утреня – гасят свет, читают шестопсалмие, а в древности между этими службами был перерыв, как раз для чтения, а также для трапезы. Читали что-то из Священного Писания, творений святых отцов, читали жития святых и т.п. При этом ели освященный хлеб, пили благословленное вино – после этой трапезы уже не принимали пищу до причастия. Мне кажется, это хорошее напоминание нам, родителям, о том, что вместе с детьми надо бы не только молиться, дома и в храме, но также, хотя бы иногда, читать с ними что-то о вере, о наступающем празднике, читать жития святых во время семейной трапезы, за столом ‒ как раз просто, коротко и можно даже не слишком часто.

Я рассказала в книге «Всенощная» про этот древний перерыв на трапезу и чтение, мы показали этот сюжет в условиях монастыря: один монах читает, другие иноки сидят на лавках-стасидиях, молодой монах разносит хлеб.

3. Камень, егоже небрегоша зиждущие

Во время работы над этой книгой один из моих детей спросил: «Что такое егоже небрегоша зиждущие» и что такое камень, который «во главу угла»? И вот как раз работаю с этими словами из 117-го псалма на всенощной.

Вроде бы всем известно, что это про Христа говорится, но ведь правда – что такое эта «глава угла», почему именно камень? И вот смотрю интересное толкование святителя Иоанна Златоуста:

«Строителями он <пророк> называет иудеев, – законоучителей, книжников, фарисеев, которые отвергли Его и говорили: “Ты Самарянин и что бес в Тебе” (Ин. 8: 48), и еще: Он не от Бога, “но обольщает народ” (Ин. 7: 12). Но этот отвергнутый явился столь полезным, что сделался главою угла. Не всякий камень пригоден для угла, но только самый лучший, который может соединить стены с той и другой стороны. Итак, смысл слов пророка следующий: отвергнутый и униженный иудеями оказался столь дивным, что не только вошел в состав здания, но и соединил две стены его. Какие же стены? Уверовавших из иудеев и язычников… Если желаешь еще более узнать эти две стены, послушай, что говорит сам Христос: “есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь” (Ин. 10: 16). Это было издревле предначертано как бы в образе: Авраам был патриархом тех и других, т.е. необрезанных и обрезанных. Но там – только образ, а здесь – истина. “Стал во главу угла”, т.е. соединил тот и другой народ. “От Господа было это…” Совершившееся, говорит, не было делом человеческим; никто ни из людей, ни из ангелов, ни из архангелов не мог составить такого угла; не мог сделать этого ни праведник, ни пророк, ни ангел, ни архангел, но только один Бог; это собственно – Его дело».

Чтобы это все объяснить, я просто нарисовала две стены: стена ‒ верные из иудеев и стена ‒ верные из язычников; и вот стены сходятся в углу, соединяются этим большим, краеугольным камнем; и подписала стены, и камень подписала – Христос, Глава Церкви, соединивший нас всех в Свою Церковь… Осталось дорастить стены наверх, добавить купол-крышу – вот и получился образ этого здания, образ Церкви. Столько раз я читала об этом, но простыми словами объяснить не могла. А вот теперь с помощью такой схемы, рисунка – вроде все стало ясно. Оставалось нарисовать тех самых зиждущих, строителей, которые отвергли камень-Христа, и так эти «крылатые» слова царя Давида стали наглядными. Ирина Шарикова нарисовала это в нашей «Всенощной» вот так:

4. Откуда масло на помазании?

В работе над книгой я старалась ловить детские вопросы – а почему, а что, а зачем? И среди этих вопросов оказался такой: а что это за масло, которым помазывают на всенощной? И действительно, что это за масло, откуда его берут?

В работе над книгой я старалась ловить детские вопросы – а почему, а что, а зачем?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сначала мне показалось важным подчеркнуть, что помазание маслом на всенощном бдении – это обряд, а не таинство, в отличие от миропомазания (когда помазывают миром, обычно сразу после таинства Крещения) и елеосвящения (которое мы чаще всего называем «соборованием»). Миро для миропомазания освящают специальным чином епископы, масло для соборования освящают прямо во время соборования, а вот для помазания на всенощной масло берут из лампадки, которая горит перед иконой или у святых мощей, или же то масло, которое освящали во время литии. Хлеб, который раздают после помазания, тоже по идее берут с литии, смачивают его тем самым вином, которое тоже освящали на литии – правда, часто литийного хлеба не хватает, поэтому готовят какой-то другой хлеб для раздачи народу.

5. Хвалите Господа, звери, птицы и судьи!

После канона на утрене поются «хвалитные псалмы»: 148-й, 149-й и 150-й. Здесь псалмопевец призывает все, сотворенное Богом, хвалить и воспевать Создателя. Привычная тема, так часто встречающаяся и в Библии, и в богослужении, но порой как нечто само собой разумеющееся. А ведь это так удивительно – призывать «неодушевленную» природу и животных прославлять Господа!

Я хотела обратить внимание на этот «детский» момент, а заодно – вообще на слова псалма. Для этого «разложила» на темы 148-й хвалитный псалом, буквально показала – вот кто призван восхвалить Господа с небес:

  • Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его – здесь прославляет Бога мир ангелов, мир невидимый.
  • Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды и свет – здесь прославляют Бога светила небесные, «космос».
  • Хвалите Господа, великие рыбы и все бездны, огонь, град, снег, туман, ветер бурный, горы и холмы, деревья плодоносные – здесь прославляет Бога «неживая природа» и растения.
  • Звери и все скоты, пресмыкающиеся и птицы пернатые – тоже прославляют Бога (в этом месте малыши спрашивают: «А котики ведь тоже прославляют?»)
  • Цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа – здесь прославляют Бога, превозносят Имя Его все люди: и мужчины, и женщины, всех возрастов (интересно особое выделение – цари, князья и судьи; те, кто призван управлять народом, обеспечивать «тихую и безмятежную жизнь» общества, государства, – им особенно важно своей деятельностью, своим дыханием прославлять Истинного Царя и Судию).

6. Музыка Ветхого Завета

В псалмах, прокимнах, стихирах, которые мы слышим во время богослужения, нередко упоминаются какие-то музыкальные инструменты. Например, мы просим Бога «возвыси рог христиан» – почему именно рог, что это за рог? Перед Великим постом поют грустное «на вербиих обесихом органы наша» – какой орган можно повесить на дерево, вряд ли тот самый огромный инструмент, который стоит в католических храмах? Особенно много музыкальных инструментов упоминается «на хвалитех» (см. стихи из 150-го псалма):

«Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его в тимпане и лице… хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания».

Я впервые будто бы услышала звучание Ветхого Завета – ведь музыки в Священном Писании и правда очень много

Если трубы еще как-то можно себе представить, то что же такое псалтирь, чем она отличается от гуслей, как выглядят тимпаны и кимвалы? Интересно, что сама я даже не задумывалась об этом, – задумались мои старшие дети. Начали искать информацию по теме, смотреть варианты реконструкций этих инструментов и вообще музыки времен царя Давида. Это все стало для меня правда открытием: надо же, эти привычные слова псалмов, оказывается, имеют какой-то смысл, а я попросту не видела и не слышала этой темы. Вот зачем на свете существуют дети – чтобы смотреть на мир новыми глазами, чтобы задавать вопросы и находить ответы. В детстве – «почему небо голубое», в юности – «где расположен резонатор у псалтири». И вот мои дети для себя, не для моей книги, нашли исследования ученых по музыке Ветхого Завета, и все эти инструменты нашли – разные варианты реконструкций, и мы вместе слушали записи: как звучит рог, и маленькие рога животных, и потрясающий по виду, но странный по звучанию шофар – длинный, изогнутый рог, например, антилопы. В древности в рог трубили по самым разным случаям, но, в частности, вот так прославляли Бога, благодарили Его за победы. Нашли историю древнееврейских органов (назывались они «угаб» или «угав») – сначала это было нечто вроде соединенных флейт, постепенно конструкция инструмента усложнялась и стала больше походить как раз на известный нам орган. Я сама впервые будто бы услышала звучание Ветхого Завета – ведь музыки в Священном Писании и правда очень много: и скорбь, и радость, и будни, и праздники – все было наполнено пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах. По результатам получилась совсем небольшая, но вроде бы наглядная страница в моей книге про всенощное бдение, где описаны, по возможности, все упоминаемые на православном богослужении ветхозаветные музыкальные инструменты и, конечно же, главный «инструмент» ‒ лик, хоровое пение, которым мы прославляем Бога на службе в храме и которым так важно славить Бога дома.

7. Сый

В самом конце утрени, в конце всенощного бдения, диакон произносит: «Премудрость». Хор поет: «Благослови». И священник произносит:

«Сый благословен Христос, Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Вроде бы обычный возглас, все как всегда, просто знак – скоро служба закончится? И вот одно из потрясающих открытий, которые я сама для себя сделала во время работы над книгой-объяснением всенощного бдения: как и каждое слово богослужения, этот возглас – не «просто так». Это – единственное во всем круге богослужений упоминание имени Божия.

«Сый» – это единственное во всем круге богослужений упоминание имени Божия

Вот что пишет про этот возглас священника профессор Михаил Скабалланович:

«После диакона и лика слово за священником, и он на просьбу о благословении отвечает благословением, прежде всего, источника всякого благословения для нас Христа Бога, причем усвояет Ему единственный раз во всем круге служб величайшее и полное тайны имя “Сый”, Иегова, то имя, которое древний еврей боялся произносить и заменял его при чтении Священного Писания другими именами. В христианском дерзновении священник, очистивши столькими молитвами уста свои, теперь благоговейно и во всеуслышание именует это имя»…

Услышав о необъятном для нашего ума самосущии Христа (“Сый”), источнике и основе Его вечности (“всегда, ныне и присно”), лик после обычного ответа на возглас священника (“Аминь”) просит о проявлении на земле в возможной для нее степени этого свойства Божия, об отражении его в нас чрез “утверждение императора”, как защитника веры и правопорядка, а чрез него “святой православной веры” и “православных христиан”».

«Я есмь Сущий (Сый)» – так сказал о Себе Сам Бог Моисею, когда говорил с пророком при видении неопалимой купины. Многие святые отцы объясняли это слово, говорили об этом великом имени Божием, а мне показалось хорошо привести во «Всенощной» слова святого праведного Иоанна Кронштадского:

«Сущий… Как прекрасно выражает это слово вечность и неизменность Божества. Для Него нет ни прошедшего, ни будущего, а есть одно настоящее: Сый, или Сущий, ‒тогда Он был Сый, и теперь Сый, и во веки веков Сый!»

Раньше никогда не «слышала» этот возглас священника, не слышала здесь имени «Сый», не осознавала его – но теперь слышу его всегда.

***

Конечно же, и без меня многие дети, тем более многие взрослые люди изучают богослужение, стараются вникать в то, что происходит на всенощном бдении. И, конечно же, в природе существует множество прекрасных пособий по этой теме, рассчитанных на самые разные уровни подготовки. Я не говорю, что я открыла что-то новое, – слава Богу, все это известно и без меня уже несколько сотен лет. На это известное, написанное и учеными-специалистами, и святыми святителями, священниками я и опиралась – просто постаралась сделать все это известное простым, наглядным, чтобы этим объяснением можно было бы пользоваться прямо во время службы – вот и все.

Очень надеюсь, что моя новая книга окажется и правда наглядной, доступной – такой же, как «Литургия». Очень надеюсь, что она поможет сделать много маленьких и больших открытий тем, кто не получил какого-то специального образования, тем, кто приходит в храм, любит богослужение – но плохо понимает происходящее на службе. Очень надеюсь, что дети и подростки, которые сейчас забегают на всенощную только «помазаться», с этой книгой захотят оставаться в храме хоть немного подольше. Очень надеюсь, что книжка поможет и детям, и взрослым по-настоящему услышать те вечно живые слова, которыми вот уже несколько тысяч лет верные Богу люди прославляют своего Создателя, слова, которые наша Церковь так бережно хранит и которыми ведет нас к вечной жизни на новой земле, в Царстве Христовом.

Книгу приобрести можно будет на сайте издательства Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник».

Анна Сапрыкина

16 июня 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Всенощная» – книга-объяснение, которую можно брать с собой на службу «Всенощная» – книга-объяснение, которую можно брать с собой на службу
Анна Сапрыкина
«Всенощная» – книга-объяснение, которую можно брать с собой на службу «Всенощная» – книга-объяснение, которую можно брать с собой на службу
Анна Сапрыкина
Надо было, чтобы ребенок взял книжку в руки – и не увидел бы «серьезный материал», но просто… правда понял бы, что же происходит на службе.
«Литургия. Самая главная служба»: книга-помощник для детей и родителей в храме «Литургия. Самая главная служба»: книга-помощник для детей и родителей в храме
Мария Минаева
«Литургия. Самая главная служба»: книга-помощник для детей и родителей в храме «Литургия. Самая главная служба»: книга-помощник для детей и родителей в храме
Мария Минаева
В издательстве «Вольный Странник» вышла книга, которая поможет включить ребенка в богослужение, объяснить, что происходит, настроить на молитву.
Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО) Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО)
Анна Сапрыкина
Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО) Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО)
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Как устроена новая книга для детей о Литургии и как она «работает»? Почему в ней нет перевода богослужения на русский язык? И кому книга будет полезна, а кому – уже не нужна?
Комментарии
Юлия 29 июня 2023, 14:49
Анна, низкий поклон за Ваш труд. С юности мечтала о такой книге - чтобы доступно для простого мирянина. Много пособий, но так трудно в этом разбираться самой, именно нужна вот такая кропотливая работа, чтобы все объединить многую информацию во едину.
Евгения19 июня 2023, 20:57
Анна ,спасибо,невероятно интересная статья. Очень люблю всенощное бдение, особенно Полиелей. Благодаря книге Всенощная, я и мои дети ,думаю, сможем намного лучше слушать и понимать службу. Несколько лет назад проходила курс Богослужебный устав. Но курс несмотря на то, что был очень интересный , для мирянина оказался очень интенсивный, и на практике многое не сразу мне удалось понять в храме на богослужении. А вот благодаря такой книге, по которой можно будет постоянно следить за службой в храме, со временем всенощное бдение может стать понятным до мелочей.
Ирина19 июня 2023, 10:25
Спасибо, очень полезная книга!
Владислав16 июня 2023, 18:56
Спасибо большое за статью. Всегда недоумевал, когда и как долго и почему нужно преклонять голову.
Валерий Витальевич 16 июня 2023, 16:35
Хотел бы что бы на валдберис книги по вечерней и литургии появились в продаже - проще заказать и дешевле, чем с почтой россии связываться
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×